Многочисленные судебные разбирательства по факту задолженностей населением оплаты за пользование коммунальными услугами послужили в Госдуме основанием для запуска линии конструктивной работы по выведению оптимального решения борьбы с неплательщиками. Суть дела заключается в том, чтобы снизить, а в перспективе предотвратить возникновения прецедентов, связанных с игнорированием внесения своевременной оплаты за пользование источниками энергоснабжения.
Главной концепцией становится стремление привести к ответственности лиц, не желающих оплачивать коммунальные счета. Данная проблема не нова, и пути ее решения обсуждались правительственными органами не раз, однако в 2016 году планируются ввестись радикальные меры, способные привести ситуацию в сбалансированное состояние.
Практика анализа оплаты коммунальных услуг населением такова, что у многих представителей квартирных домов прослеживается четкая тенденция от не полного погашения долга до категорического отказа вести учет потребления энергоресурсов и производить оплату. Было внесено предложение такого рода, чтобы начинать проводить разъяснительную работу с неплательщиками уже на первый день просрочки оплаты.
В случае отказа погашать долговые платежи применять меры следующего характера:
• наложение пени;
• угроза ареста имущества;
• ограничение или прекращение подачи конкретного энергетического ресурса на место проживания неплательщика;
• угроза выселения неплательщика.
Представители Госдумы убеждены, что столь жесткие меры пресечения халатности позволят стабилизировать линию своевременных выплат.
Проведение работ с населением предполагает обращение внимания жильцов на различные методы оплаты коммунальных услуг. Не секрет, что по причине большой загруженности лиц пенсионного возраста в центральных отделениях ЖКХ или же ФГУП Почта России, многие люди просто отмахиваются от необходимости совершения платежей, мотивируя это нежеланием тратить большое количество времени на это. Но современное течение жизни предоставляет различные формы проведения выплат. Сюда можно отнести не только отделения банков, но и специальные терминалы, тесно расположенные во многих городских точках, банкоматы, а также возможность осуществлять проплаты посредством интернета, используя для этого личный аккаунт в банке, где обслуживается налогоплательщик.
Также планируется запустить печать цветных квитанций для неплательщиков. Например, квитанции красного цвета будут предназначаться для лиц, игнорирующих оплату ЖКУ свыше трех месяцев. Суммы задолженности при этом будут обозначаться крупным шрифтом.
В общем-то, меры начали применяться уже сейчас, и в пример можно привести решение Управления ФССП РФ Калининградской области, основанное на размещении для неплательщиков на оборотной стороне квитанции мер, которые будут приведены в действие в случае отказа от погашения долга. Эти меры предусматриваются Федеральным законом от 2.10.2007 № 229-Ф3 «Об исполнительном производстве». В Алтайском крае представители ЖКХ, заручившись поддержкой Управления ФССП, принялись размещать в местах непосредственного проживания населения и на стенах организаций, связанных с коммунальным хозяйством, предупреждающие листовки, которые призваны информировать людей о возможных последствиях в случае легкомысленного отношения к оплате коммунальных услуг. Основными карательными мерами, прописанными в листовках, является подача судебных исков, отключение от сетей энергопотребления и принудительное выселение из квартиры без права ее выкупа.
Еще одним методом предотвратить массовый отказ от оплаты «коммуналки» стало предложение о рассрочке долговых платежей. В случае, если человек соглашается разбить долг на части и систематически его выплачивать, назначенная пеня приостанавливает свое действие, и должник выплачивает свой долг без процентов. Таким способом пользуется достаточно большое количество управляющих компаний, рассылая жильцам многоквартирных домов, находящихся под их юрисдикцией, письменные уведомления об имеющихся долгах с предложением о рассрочке.
В домах-новостроях активно ведется политика опубликовывания листовок с номерами квартир и фамилиями их владельцев, которые игнорируют оплату услуг жилищного хозяйства. Такие листовки расклеиваются на дверях подъездов, тем самым призывая нарушителей оплатить задолженности.
Какой из предложенных методов борьбы с неплательщиками окажется действенен, а какой нет, покажет время. Без сомнений, необходим комплексный подход. Должна вестись и разъяснительная работа, но при ее неэффективности нужны и подкрепленные фактами действия, направленные на привлечение должника к ответственности.