Содержание
Ни производство, ни грузоперевозки, ни торговля не могут происходить без измерения массы продукции, товаров или перевозимых грузов. Техническое обслуживание весов преследует 2 цели:
- предупреждение внезапного выхода из строя оборудования для взвешивания и продление срока его эксплуатации;
- обеспечение точности проводимых измерений в соответствии с требованиями нормативных документов и правилами эксплуатации.
Общие правила и порядок технического обслуживания весов
Главные метрологические требования ко всем типам приборов для измерения массы:
- точность определения массы груза;
- постоянство показаний в различных условиях эксплуатации;
- устойчивость – способность к возврату в «нулевое» состояние после окончания взвешивания;
- погрешность измерений, не превышающая допустимую для соответствующего класса точности;
- чувствительность, которая не должна быть больше чем максимально допустимая погрешность.
Именно для выполнения перечисленных требований и производится профессиональное техническое обслуживание весов любых типов, в том числе и платформенных. При этом также обращается внимание на такие параметры как надежность, способ снятия показаний, скорость измерения и другие, обеспечивающие дополнительные удобства при эксплуатации оборудования.
В зависимости от назначения оборудования отдельные правила, и порядок технического обслуживания весов платформенного типа могут корректироваться. Однако общая последовательность операций остается неизменной:
- Проверка документации.
- Внешний осмотр, в ходе которого проверяется правильность монтажа или установки, состояние фундамента, отсутствие механических повреждений. Производится предварительная оценка общего состояния оборудования и необходимость ремонта.
- Контроль пломб, установленных государственными органами или производителем.
- Очистка узлов и деталей от коррозии и загрязнений.
- Проверка исправности электрических цепей и соединений и установка платформы по уровню.
- Обслуживание и ремонт весов при выявлении неисправностей, калибровка и проведение необходимых регулировок, определенных правилами эксплуатации.
- Пломбировка и оформление итоговых документов.
Особенности обслуживания автомобильных платформенных весов
На обслуживание автомобильных весов особые требования накладывают не только характеристики самого оборудования, но и тяжелые условия эксплуатации. Большинство из них эксплуатируется на открытом воздухе. В результате в осеннее-зимний период на автомобильной платформе для взвешивания и опорах образуется наледь, которая препятствует свободному движению механизмов и влияет на точность измерений.
По действующим нормативам автомобильные измерительные платформы необходимо обслуживать не реже 1 раза в год, но в наших климатических условиях этого явно недостаточно. В холодное время года визуальный осмотр механизмов необходимо проводить при любом резком изменении погодных условий.
Чистка отдельных узлов и деталей ото льда и снега производится механическим способом либо горячим воздухом. Использование открытого пламени не допускается из-за возможного повреждения датчиков и электропроводки. Во избежание дорогостоящего ремонта повышенное внимание и аккуратность при обслуживании платформенных весов требуются при удалении загрязнений с мест установки тензодатчиков и из кабельных коробов.
Порядок и график профессионального обслуживания железнодорожных весов
В том, что касается внешних условий эксплуатации и порядка ТО механизмов оборудование для взвешивания вагонов, используемое на железнодорожном транспорте, очень схоже с автомобильными. Однако у вагонных есть и ряд отличий, накладываемых как способами проведения измерений, так и весовыми характеристиками железнодорожных грузов.
Современные железнодорожные вагонные весы позволяют производить взвешивание, как отдельных вагонов в статическом положении, так и в движении, в сцепке с другими вагонами и платформами. Самым проблемным местом при динамическом определении массы и обслуживании вагонных весов платформенного типа является юстировка путевых сигнализаторов. Именно они выдают сигнал на начало и окончание измерений по каждому из вагонов движущегося состава.
Профессиональная технически калибровка затруднена также и тем, что на вагонную платформу, по которой проходят вагоны, оказывают воздействие разнонаправленные силы, зависящие от скорости движения состава. Для компенсации возникающих при этом погрешностей измерений применяется комплекс механических приспособлений и электронных устройств. Соответственно повышаются требования к профессиональной квалификации персонала, который занимается проведением ТО.
В ходе ТО по графику производится настройка заданной точности взвешивания от 0.1 до 1% массы вагона. Этот параметр выбирается исходя из планируемой скорости движения вагонов и их количества в составе. На сложность настройки при выполнении работ влияет также и разброс масс груженых и пустых вагонов, который может достигать 80 тонн.
Годовой график проф обслуживания железнодорожных весов предусматривает проведение 5 видов регламентов (МО, РТО, ТР, СР, КР) вагонных измерителей массы и хранится в метрологической службе соответствующей железной дороги вместе с графиками поверки других измерительных приборов.
Кто и как производит обслуживание и ремонт весов
В соответствии с нормативными документами к работам по обслуживанию и ремонту весов допускаются компании и организации, имеющие государственную лицензию на проведение этого вида работ. Само технический регламент производиться по графику, как на месте установки оборудования, так и в лаборатории сервисной компании. Выбор места зависит от типа устройства и характера выполняемых операций при ТО.