Содержание
Питьевая и горячая вода, тепло, электроэнергия, газ – статья больших финансовых затрат как для юридических, так и для физических лиц.
Производство энергетических продуктов – фактор негативного воздействия на окружающую среду.
Контроль производства и потребления электроэнергии, тепловой энергии и воды – задача государственной важности.
Нормативная база учета энергоресурсов
Основные законодательные нормы в области контроля производства и потребления ресурсов и энергосбережения закреплены в Гражданском кодексе РФ §6 ст.539-548 и Жилищном кодексе РФ (НТД учета энергоресурсов). Детализация осуществлена в Федеральных законах об энергетической эффективности и энергосбережении, о водоснабжении и водоотведении, Постановлениях правительства о правилах в сфере коммунальных услуг для МКД и жилых домов.
Система законодательства в области энергетики периодически претерпевает изменения, поэтому необходимо регулярно производить мониторинг действующих законов и подзаконных актов. Это поможет правильно организовать учёт и проверку энергетического производства и энергопотребления.
Система учета и контроля энергоресурсов
Контроль учета энергоресурсов способствует снижению финансовых затрат и у организаций, и у частных лиц.
В условиях постоянного ежегодного роста тарифов и ужесточения правил пользования благами без приборов фиксации, задача внедрения у потребителя систем подсчёта тепла, воды, газа и электроэнергии актуальна как никогда.
Если в доме, квартире или в небольшой организации количество счетчиков не велико, то на крупном производстве с большим количеством отдельно стоящих объектов перечень счётчиков велик. Для таких потребителей удобной формой надзора будет АСКУЭ. Она позволит минимизировать воздействие человеческого фактора, повысит оперативность инспектирования, а в результате принесёт экономию производимых и потребляемых ресурсов, и финансов.
Система учета потребления энергоресурсов предприятия
Система учета и анализа создается, развивается и поддерживается в рабочем состоянии для решения комплекса задач:
- Оперативный сбор информации о производстве и потреблении с целью своевременной корректировки производственного процесса.
- Автоматизация сбора информации о количестве выработанных и потреблённых объёмов с требуемой периодичностью.
- Анализ фактически учтенного количества относительно установленных нормативов потребления и корректировка производственных норм.
- Анализ фактического энергопотребления для планирования внедрения мероприятий по повышению энергетической эффективной технологии и оборудования.
- Формирование и корректировка бюджета на обеспечение производства электроэнергией, теплом, газом, горячей и холодной водой.
Порядок учёта и анализа создаётся на основе взаимодействия служб КИПиА, службы энергетиков, энергетическое бюро и служб стратегического планирования.
Специалисты по контрольно-измерительным приборам и автоматике отвечают на приборное наполнение системы, исправное состояние регистрирующих и измерительных узлов, оперативные действия по приведению АСУ в рабочее состояние.
Служба энергетиков в процессе оперативного контроля на основании анализа показаний узлов учёта обеспечивает поддержание технических систем жизнеобеспечения в надлежащем состоянии с целью бесперебойной поставки электрической и тепловой энергии, газа и воды с вводных точек по сетям предприятия на каждый его объект.
Инженер по учету энергоресурсов в составе энергетического бюро отвечает за сбор информации с локальных узлов с требуемой периодичностью, за оперативный анализ полученных параметров, взаимодействие со службой КИПиА, за подготовку первичной информации для планирующих служб предприятия, за подготовку ежемесячных отчетов в организации, поставляющие воду, тепло и свет.
Плановые и экономические службы на основании ведомостей энергетического бюро корректируют нормативы для технологических процессов и производственных участков, и формируют бюджет по статье затрат «Энергоресурсы».
Геоинформационная система учета энергоресурсов
Географическая информационная система в условиях города полезна для создания базы данных о потребителях тепловой энергии, электроэнергии, природного газа, горячей и холодной воды. Узлы связаны в сеть. Диспетчер центрального пункта может найти ответ на три вопроса:
- Кто потребитель, эксплуатирующий узел.
- Где расположен узел учёта.
- Когда и сколько зафиксировано фактических объёмов потребления, в рабочем ли состоянии счётчик, продолжительность его простоя.
ГИС учета энергоресурсов многоквартирного дома содержит домовой прибор по каждому вводу и внутриквартирные счетчики. Например, в каждой квартире устанавливают датчики расхода и регистраторы.
Схема передачи: датчики домовых и квартирных счетчиков – регистратор – УСПД — центральный диспетчерский пункт.
Геоинформационная система учета энергоресурсов многоквартирного дома разработана так, чтобы и потребитель в квартире, и контролёры в диспетчерском пункте в одно и то же время видели одни и те же цифры: дату, время наработки прибора, удельный расход (ккал/час или куб. м/час), количество потреблённого тепла, воды, электроэнергии за определённый промежуток времени. Учёт возможен как по одному, так и по двум тарифам.
Анализ соответствия накопленных показаний домового счетчика и суммы показаний квартирных приборов покажет, есть ли неучтённое использование.
Городской центр контроля и учета энергоресурсов
Центры созданы прежде всего для централизованного аккумулирования платы от населения за услуги ЖКХ и дальнейшей передачи поступивших денежных средств поставщикам услуг. Юридические лица имеют прямые договора с поставщиками ресурсов, и вопросы расчетов решают самостоятельно.
Городские центры контроля и учёта, помимо сбора оплаты, выполняют задачи:
- Начисление платы за коммунальные услуги и формирование платёжных документов на основании утвержденных нормативов потребления, показаний квартирных и домовых счётчиков, и действующих тарифов.
- Автоматизированный сбор и пополнение базы данных по оказанным услугам жилищно-коммунального хозяйства на основании снятых показаний по каждой управляющей компании, ТСЖ, дому и лицевому счёту.
- Представление информации по запросу муниципальных властей для формирования решений последних по субсидиям.
- Доступ населения к информационной базе по коммунальной сфере.
- Разработка рекомендаций по энергосбережению и энергетической эффективности в многоквартирных домах для управляющих компаний и товарищества собственников жилья.